Цилиндр (от нем. Zylinder) – шляпа с высокой цилиндрической тульей, плоским верхом и небольшими полями, слегка загнутыми вверх. Обычно обтянута блестящим материалом. Название появилось из-за сходства с геометрической фигурой. Из-за массовости использования XIX столетие называют «веком цилиндров».
История цилиндра
• Прообраз цилиндра
Прообразом цилиндра была круглая шляпа с высокой тульей и полями, появившаяся в мужской моде XV века. Особой популярностью она пользовалась в Испании. С 80-х годов XVIII века, когда на смену весткоуту пришел фрак, цветные модели (чаще всего светло-серые) стали носить английские пуритане. В 1789 году круглую шляпу надели члены французского Национального собрания, которое пришло к власти в результате свержения монархии. В конце XVIII века российский царь Павел I издал указ, запрещающий ношение круглых шляп, с целью исключения вторжения «революционной моды».
• Первый цилиндр
Впервые цилиндр надел лондонский шляпный мастер Джон Гетерингтон (John Hetherington) 25 января 1797 года. За прогулку по набережной реки Темза в таком шокирующем головном уборе ему пришлось заплатить штраф 500 фунтов.
«Джон Гетерингтон прогуливался вчера по тротуару набережной, имея на голове сделанную из шелка огромную трубу, которая странно сверкала … Многие женщины, увидев этот странный предмет, теряли сознание, дети кричали, а одного парня, который как раз возвращался от мыловара с покупками, сбили в пробке, и он сломал себе руку. Поэтому господину Гетерингтону пришлось вчера отвечать перед лордом-председателем, к которому его привел отряд вооруженной полиции. Арестованный заявил, что имеет право показывать лондонским покупателям свое новейшее изобретение. С этим мнением лорд, однако, не согласился, и присудил изобретателю блестящей трубы уплатить штраф 500 фунтов стерлингов».
Из английской газеты от 26 января 1797 года
• Цилиндры в первой половине XIX века
Несмотря на первоначальную реакцию публики, начиная с 1820 года, цилиндр стал самым популярным видом шляпы. В начале XIX века этот головной убор был исключительно аристократической принадлежностью. Высота этих шляп первоначально могла достигать 30 см, но позднее тулья стала более низкой. Цилиндры изготавливались исключительно ручным способом из дорогих тканей. Изначально материалом для производства шляп этого типа был бобровый фетр. Тогда же появилось понятие «безумный шляпник» — из-за массового нарушения мозговой деятельности мастеров, вызываемого парами ртути, которую использовали при изготовлении фетра. Позднее цилиндр перешел в повседневный гардероб среднего класса Европы и Америки. Его стали носить во все времена года. Английские денди называли этот головной убор «высокой шляпой для джентльменов, имеющих высокие цели». Черный цилиндр стал классическим еще в первой половине XIX века, благодаря принцу Альберту. К 1848 году цилиндры надели легитимисты — сторонники монархической власти, чиновники и полицейские. В лондонской полиции специальные укрепленные цилиндры были элементом униформы до 1860-х годов.
• Складной цилиндр шапокляк
Согласно этикету, цилиндр не принято было оставлять в прихожей. Носить высокую шляпу с собой в помещении было весьма неудобно. В 1823 году парижский шляпный мастер Жибю изобрел складной цилиндр – «шапокля́к» (фр. chapeau claque – «шляпа-хлопо́к»). Он складывался под воздействием встроенной в него пружины. Теперь в помещении шляпу снимали и убирали подмышку, прижимая рукой. В 1837 году мастер запатентовал свое изобретение. Шапокляк был элементом парадного костюма и обычно надевался к фраку. В России складной цилиндр называли по имени изобретателя – «цилиндр Жибю».
• Цилиндры во второй половине XIX века
Со второй половины XIX века цилиндр стремились приобрести представители всех слоев населения. Появились относительно недорогие модели из войлока и клеенки. Тогда же в моду вошел женский цилиндр, предназначенный, в основном, для верховой езды. Из-за массового истребления бобров к середине XIX века при изготовлении цилиндров шляпникам пришлось перейти на шелковый плюш. Он наклеивался на жесткую основу из нескольких слоев марли, проклеенной шеллаком. Характерный блеск цилиндр приобрел именно в шелковом варианте — шляпы из фетра не блестели. Люди, которые не могли позволить себе дорогие материалы, заказывали цилиндры из войлока или клеенки. Каркас шляп для охоты и верховой езды изготавливали из прочного холста, который обеспечивал хорошую защиту голове. Высокий цилиндр носил Авраам Линкольн, 16-й президент США, занимавший этот пост с 1861 по 1865 год. Он помещал в тулью шляпы письма, финансовые бумаги, законопроекты и заметки.
• Цилиндры в начале ХХ века
В конце XIX века цилиндры стали выходить из моды, т. к. их постепенно заменяли котелки из фетра — более удобные шляпы массового производства. Из повседневного гардероба цилиндры окончательно вышли после Первой мировой войны (1914—1918). В 1920—1930-х годах такие шляпы надевали в торжественных случаях: на званые вечера, общественные церемонии, похороны, свадьбы и т.п. Среди части крупной буржуазии и политиков Западной Европы цилиндр продолжал оставаться элементом туалета до конца 1930-х годов. Его носили с фраками и сюртуками. Дипломатический этикет регламентировал ношение цилиндра вплоть до 1970-х годов.
• Цилиндры и буржуазия
Из-за того, что в первой трети ХХ века цилиндр стал принадлежностью буржуа, изображения капиталистов в нем регулярно использовали социалистическая сатира и карикатура. Этот штамп сохранился до 1980-х годов. В романе-сказке «Незнайка на Луне» (1965) Носов высмеивал богача-монополиста Скуперфильда за то, что тот носил цилиндр. В полусложенном мягком цилиндре ходила старуха Шапокляк, отрицательная героиня советского мультфильма «Крокодил Гена» (1969). Как символ капитализма, этот головной убор также появился в игре «Монополия» и в мультфильме «Утиные истории».
Русские поэты-имажинисты Сергей Есенин и Анатолий Мариенгоф в 1920-е годы носили цилиндры из-за их провокационности. Также поступали поэты-футуристы. Цилиндр, купленный Есениным в 1919 году в Петрограде, фигурирует в стихотворении «Исповедь хулигана» (1920) и поэме «Черный человек» (1925).
Отредактировано Фрэнки Гантэр (2015-06-29 06:37:24)
- Подпись автора
Внешний вид: Черная визитка, черные брюки в серую полоску, однобортный серый жилет с серебряными часами на цепочке, белая рубашка со стоячим воротником, серый галстук Аскот, либо Пластрон, на ногах черные штиблеты с фальш-шнуровкой.
Головной убор: Черный котелок из фетра.
Аксессуары: Трость, перчатки.