Площадь Статуто

Пьяцца Статуто (площадь Конституции) (Piazza Statuto) — одна из важнейших площадей Турина. Находится она в западной части исторического центра. От площади Piazza Castello сюда удобнее всего дойти по Via Garibaldi — самой древней улице города, а сегодня популярной прогулочной и торговой зоне. По своей архитектурной конфигурации площадь Статуто напоминает другие туринские площади: весь ее периметр занят протяженными зданиями с крытыми галереями (портиками) на первом этаже, отлично предохраняющими от знойного солнца или дождя.

В средние века на площади располагались ворота Порта Суза, один из четырех въездов в город. Ворота давно снесены, а нынешнее название площади напоминает об Альбертинском Статуте (Statuto Albertino) — либеральной демократической конституции, утвержденной в 1848 году королем Пьемонта и Сардинии Карлом Альбертом. Впоследствии Статут стал конституцией объединенного итальянского государства. Но знаменита площадь не этим, а своей давней славой мистического места, «черного сердца» Турина, особого энергетического центра. Не случайно именно здесь начинаются экскурсии, посвященные таинственной, магической стороне пьемонтской столицы.

Пьяцца Статуто: мистическая площадь и «черное сердце» Турина

Пьяцца Статуто может на первый взгляд показаться всего лишь просторной приятной площадью с красивым фонтаном, но знатоки мистической стороны Турина утверждают, что это самое настоящее «черное сердце города».

Уже в римскую эпоху эта западная часть Турина — там, где заходит солнца и сгущается тьма, — считалась «нехорошим» местом, облюбованным нечистыми силами. Именно в этом районе проходили казни, и здесь же хоронили покойников (как и древние египтяне, римляне считали, что западные окраины, где заходит солнце, лучше всего подходят для погребений). В те времена это место называли «долиной убитых» (vallis occisorum). Как раз в этой зоне в древности располагался обширный некрополь. Впоследствии, в период французской оккупации, на площади находилась гильотина, а в 1864 году площадь стала ареной кровавых столкновений между королевской армией и горожанами, выступавшими против переноса столицы из Турина. Волнения были жестоко подавлены, с большим количеством жертв среди манифестантов.

Все эти исторические предпосылки способствовали вере в то, что площадь Статуто является средоточием зла, притяжением темных сил, несчастий и смерти. В итоге случилось так, что в легендах о мистическом Турине пьяцца Статуто превратилась в одну из вершин так называемого треугольника черной магии (двумя другими являются Лондон и Сан-Франциско). Поэтому эзотерики и называют это место «черным сердцем» Турина. (Что характерно, через Турин одновременно проходит и треугольник белой магии, причем «белым сердцем» города считается площадь Кастелло).

Есть мнение, что на точное местоположение вершины треугольника черной магии в Турине указывает обелиск (Obelisco del Gradus Taurinensis/Guglia Beccaria), который находится в небольшом садике перед фонтаном Фрежюс. В действительности этот обелиск был установлен в 1808 году в память об измерении длины пьемонтского меридиана (Gradus Taurinensis), проведенном тригонометрическими методами в 1760 году знаменитым итальянским геофизиком и математиком Джованни Баттиста Беккария (Giovanni Battista Beccaria).

На основании длины пьемонтской части меридиана (от Андрате до Мондови) ученым высчитывалась общая протяженность меридиана 7° 50' N. Для проведения расчетов Беккария измерял длину проспекта Corso Francia, соединяющего площадь Статуто в Турине с площадью Корсо Суза в городе Риволи. Эта ось расположена, вопреки распространенному мнению, не на «золотой середине планеты», 45-й параллели, а на параллели 45°,04' N. Собственно, обелиск с астролябией является именно напоминанием о проводившихся здесь научных измерениях (несмотря на это, во многих путеводителях ошибочно пишут, что обелиск указывает на проходящую здесь 45-тую параллель, находящуюся равном расстоянии от полюса и экватора; в действительности эта параллель проходит несколько южнее). Беккария обозначил края вышеназванного шоссе двумя блоками мрамора, которые со временем ушли под землю, так что напоминаний об эксперименте не сохранилось. В начале XIX века камни решили отыскать, а заодно поставить на их месте два памятных парных обелиска (один на площади Статуто в Турине, другой — в городе Риволи, в 12 км отсюда).

Кроме того, в центре площади находится вход в «таинственный подземный мир» — водосток, ведущий в один из главных узлов городской системы канализации. А в нескольких сотнях метров от площади некогда стоял Domus Morozzo — дом Мороццо, где жил самый знаменитый предсказатель в истории, Нострадамус. Все эти факты способствовали распространению легенд, в которых пьяццо Статуто предстает сгустком черной магии или даже одним из трех «алхимических гротов», якобы существующих на территории Турина. Но главное, чем знаменита площадь Статуто и что дополнительно придает ей мистическую ауру, — это фонтан Фрежюс, под которым якобы находятся Врата ада.

Фонтан Фрежюс: памятник Разуму или мемориал павшим?

Этот монументальный фонтан (La Fontana del Frejus) в центре площади Статуто посвящен прокладке 13-километрового тоннеля Фрежюс (Мон-Сенисского тоннеля) — первого железнодорожного тоннеля через Альпы, соединившего Италию и Францию и открывшегося в 1871 году. Фонтан создан по замыслу графа Марчелло Паниссера ди Вельо (Marcello Panissera di Veglio), политика, сенатора и президента Академии изящных искусств Альбертина. Эскиз выполнил итальянский скульптор Луиджи Белли (Luigi Belli), а статую крылатого Гения спроектировал Одоардо Табакки (Odoardo Tabacchi). Монумент был торжественно открыт в 1879 году.

Фонтан Фрежюс представляет собой пирамидальное сооружение из огромных глыб, полученных в процессе прокладки туннеля. Каменное нагромождение увенчано скульптурой ангела — крылатого Гения, под которой распростерты светлые мраморные фигуры поверженных Титанов. Композиция задумывалась как аллегория триумфа разума над дикими силами природы, в позитивистском духе эпохи.

Тем не менее, в народном сознании фонтан воспринимается как памятник страданиям горнорабочих, трудившихся на прокладке Мон-Сенисского туннеля. Поэтому фонтан Фрежюс еще называют мемориалом павшим — всем погибшим на строительстве туннеля (по-итальянски Monumento al Traforo del Frejus/Fontana ai Caduti/Monumento ai caduti del Frejus). Говорят, что под фонтаном находится дверь, ведущая в Ад (в действительности это, вероятно, тот самый вход в канализационную систему).

При строительстве тоннеля Фрежюс погибло в общей сложности 48 человек, так что в целом понятно, почему фонтан, в духе всей остальной площади, ассоциируют с темой подземного царства. В облике изящного ангела на вершине пирамиды люди усматривают никакого не Гения науки, а самого настоящего Люцифера, падшего ангела (обратите внимание на горящую у него во лбу пятиконечную звезду — Люцифер в Библии сравнивается с утренней звездой).

Иногда туринский мемориал сравнивают с фонтаном «Падший ангел» (Fuente del Ángel Caído) в Мадриде (мадридский вариант — единственный мире памятник, который недвусмысленно посвящен Люциферу). В фигурах поверженных Титанов иногда видят изображение душ грешников.
Каковы бы ни были мистические интерпретации, официально данный монумент посвящен всем тем, кто участвовал в очень сложной и опасной работе по прокладке Мон-Сенисского туннеля: как простым рабочим, так и инженерам.
В руке у ангела на вершине фонтана — перо (символ науки), которым он начертал на каменной плите имена трех главных инженеров, руководивших строительством: это были Соммейе (Sommeiller), Граттони (Grattoni) и Грандис (Grandis) (между прочим, именно Жермен Соммейе разработал и запатентовал ранний вариант отбойного молотка — специальный пневматический аппарат для дробления горных пород, который использовался при прокладке Мон-Сенисского туннеля).
Текст на одной из каменных плит фонтана гласит: «В память обо всех, кто отдал свой труд и жизнь работе над туннелем Фрежюс. Город Турин в столетнюю годовщину окончания строительства (1871-1971)».
Собственно фонтан располагается в нижней части монумента. В чаше с водой до недавнего времени можно было увидеть рыбок, черепах и другую живность, которую оставляли здесь туринцы, отправлявшиеся в отпуск. Теперь фонтан стараются регулярно чистить, а животных переводить в более подобающее место.
♦♦♦♦♦♦♦
Расположение на площади, которая длительное время служила местом казней и захоронений, и неоднозначная символика памятника — всё это привело к тому, что фонтан Фрежюс стал считаться одним из главных центров черной магии в Турине, чем с удовольствием пользуются туристические компании, организующие экскурсии для любителей эзотерики.
♦♦♦♦♦♦♦

Использованные источники:

1. Площадь Статуто в Турине, статья в Википедии
2. Врата ада и другие мистические места в Турине
3. Обелиск с астролябией на площади Статуто в Турине, фото
4. Площадь Статуто в Турине, центр черной магии; фото обелиска
5. Турин, мистический город
6. Открытия и изобретения XIX века: Мон-Сенисский туннель и пневматический аппарат Соммейе
7. Необычные достопримечательности. Черное сердце Турина: площадь Статуто
8. Интересные места в Турине
9. Проблема животных в туринском фонтане Фрежюс

Ссылка на источник:
http://www.mishanita.ru/2013/05/17/19320/