Гостиница «ПОРТАЛ»

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Гостиница «ПОРТАЛ» » Читальный зал » ИСТОРИЯ | ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ С древнейших времен до конца XVIII века


ИСТОРИЯ | ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ С древнейших времен до конца XVIII века

Сообщений 1 страница 3 из 3

1

СОДЕРЖАНИЕ:

ИСТОЧНИКИ И ИСТОРИОГРАФИЯ

ПЕРВОБЫТНОЕ ОБЩЕСТВО

«НЕОЛИТИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ»

ИСТОЧНИКИ И ИСТОРИОГРАФИЯ

СТАНОВЛЕНИЕ ПЕРВЫХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОСНОВА ДРЕВНЕВОСТОЧНЫХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ

ДОКУМЕНТЫ И МАТЕРИАЛЫ

ДОКУМЕНТЫ И МАТЕРИАЛЫ КИТАЙСКИЕ ФИЛОСОФЫ О СОЦИАЛЬНОМ УСТРОЙСТВЕ ОБЩЕСТВА

МИРОВОСПРИЯТИЕ И РЕЛИГИИ В СТРАНАХ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА

КУЛЬТУРА И НАУКА ДРЕВНЕГО ВОСТОКА

Историография

ЗАРОЖДЕНИЕ И СТАНОВЛЕНИЕ ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОЙ

ПОЛИТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ГРЕЦИИ В VIII - V вв. ДО Н.Э. ПОЛИСНОЕ ГОСУДАРСТВО

ГРЕЦИЯ В V - ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ v IV в. ДО Н.Э. КРИЗИС ПОЛИСНОГО ГОСУДАРСТВА

КУЛЬТУРА АНТИЧНОСТИ

ИСТОЧНИКИ И ИСТОРИОГРАФИЯ

ЗАПАДНАЯ ЕВРОПА В ПЕРИОД РАННЕГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ (V - IX вв.)

ЗАПАДНАЯ ЕВРОПА В ПЕРИОД ВЫСОКОГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ (X - XIII вв.)

ЗАПАДНАЯ ЕВРОПА В ПЕРИОД ПОЗДНЕГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ (XIV - XV вв.)

ПОЛИТИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ В СРЕДНИЕ ВЕКА

КАТОЛИЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ В СРЕДНИЕ ВЕКА

МИРОВОСПРИЯТИЕ СРЕДНЕВЕКОВОГО ЗАПАДНОЕВРОПЕЙЦА

ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКАЯ СРЕДНЕВЕКОВАЯ КУЛЬТУРА

ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКАЯ СРЕДНЕВЕКОВАЯ КУЛЬТУРА

ВИЗАНТИЯ В V - XV вв.

ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ ВИЗАНТИЙЦЕВ

ИСТОЧНИКИ И ИСТОРИОГРАФИЯ

ПРЕДКИ ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН. ВОСТОЧНЫЕ СЛАВЯНЕ КАК ЭТНИЧЕСКАЯ ОБЩНОСТЬ

КИЕВСКАЯ РУСЬ. НАЧАЛО УДЕЛЬНОГО ДРОБЛЕНИЯ

ФЕОДАЛЬНАЯ РАЗДРОБЛЕННОСТЬ. ЗЕМЛИ РУСИ ПОД ОРДЫНСКИМ ИГОМ

ХОЗЯЙСТВЕННЫЙ И ОБЩЕСТВЕННЫЙ ПОДЪЕМ. РУСЬ МОСКОВСКАЯ (конец XIII - XIV в.)

«ОТ РУСИ К РОССИИ». ОБРАЗОВАНИЕ ЕДИНОГО РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА

МОСКОВСКОЕ ЦАРСТВО

ИСТОЧНИКИ И ИСТОРИОГРАФИЯ

ОСНОВНЫЕ СОБЫТИЯ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ИСТОРИИ ВНЕЕВРОПЕЙСКИХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ

ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ЦИВИЛИЗАЦИЯХ АЗИИ,АФРИКИ И АМЕРИКИ ПЕРИОДА СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

РЕЛИГИИ В ЖИЗНИ СРЕДНЕВЕКОВЫХ ОБЩЕСТВ АЗИИ, АФРИКИ И АМЕРИКИ

МИРОВОСПРИЯТИЕ И БЫТ ВНЕЕВРОПЕЙСКИХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ

КУЛЬТУРА СРЕДНЕВЕКОВЫХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ АЗИИ, АФРИКИ, АМЕРИКИ

ИСТОЧНИКИ И ИСТОРИОГРАФИЯ

ЗАПАДНАЯ ЕВРОПА НА РАННЕМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ КАПИТАЛИЗМА

КУЛЬТУРА ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ В XVI в.

ВЕЛИКИЕ ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ И ВОЗНИКНОВЕНИЕ КОЛОНИАЛЬНЫХ ИМПЕРИЙ

РЕФОРМАЦИЯ И КРЕСТЬЯНСКАЯ ВОЙНА В ГЕРМАНИИ

НИДЕРЛАНДСКАЯ БУРЖУАЗНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ

РАСПРОСТРАНЕНИЕ РЕФОРМАЦИИ В ЕВРОПЕ

ЕВРОПА ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XVII в. БУРЖУАЗНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ В АНГЛИИ

ЕВРОПЕЙСКАЯ НАУКА И КУЛЬТУРА В XVII в.

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ЕВРОПЫ В XVIII в. ИДЕОЛОГИЯ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА И ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА

ЕВРОПЕЙСКИЕ МОНАРХИИ И ПРОСВЕЩЕННЫЙ АБСОЛЮТИЗМ

ВОЙНА ЗА НЕЗАВИСИМОСТЬ СЕВЕРОАМЕРИКАНСКИХ КОЛОНИЙ АНГЛИИ И ОБРАЗОВАНИЕ СОЕДИНЕННЫХ ШТАТОВ АМЕРИКИ

ФРАНЦУЗСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ 1789 - 1799 гг.

ИСТОЧНИКИ И ИСТОРИОГРАФИЯ

СМУТА. ОТ РЮРИКОВИЧЕЙ К РОМАНОВЫМ (вторая половина XVI начало XVII в.)

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ И ПОЛИТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РОССИИ В XVII в.

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ И ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА РОССИИ В XVII в.

ВНУТРИПОЛИТИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ РОССИИ В КОНЦЕ XVII в. РЕФОРМЫ ПЕРВОЙ ЧЕТВЕРТИ XVIII в.

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ И ПОЛИТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РОССИИ В XVIII в.

ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА РОССИИ В XVIII в

СРЕДНЕВЕКОВАЯ КУЛЬТУРА РУСИ

ИСТОЧНИКИ И ИСТОРИОГРАФИЯ

ПОЛЬША В IX - ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XV в.

ВЕЛИКОМОРАВСКАЯ ДЕРЖАВА IX в. ЧЕХИЯ И СЛОВАКИЯ в X - ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XV в.

ЮЖНОСЛАВЯНСКИЕ НАРОДЫ В VII - XV вв.

ПОЛЬША В КОНЦЕ XV - НАЧАЛЕ XVII в.

РЕЧЬ ПОСПОЛИТА В XVII -ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XVIII в.

ЧЕХИЯ И СЛОВАКИЯ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XV - XVII в.

ЮЖНОСЛАВЯНСКИЕ НАРОДЫ ПОД ВЛАСТЬЮ ТУРЦИИ, АВСТРИИ И ВЕНЕЦИИ (XVI - XVIII вв.)

ИСТОЧНИКИ И ИСТОРИОГРАФИЯ

КОЛОНИАЛИЗМ НА ВОСТОКЕ В XVI - XVIII вв.

ОБРАЗОВАНИЕ ЦЕНТРАЛИЗОВАННЫХ ГОСУДАРСТВ НА ВОСТОКЕ

ОСОБЕННОСТИ МЕХАНИЗМА РАЗВИТИЯ ВОСТОЧНЫХ СТРАН. ТРАДИЦИОННОЕ ВОСТОЧНОЕ ОБЩЕСТВО

КРИЗИСНЫЕ ЯВЛЕНИЯ В ТРАДИЦИОННОМ ОБЩЕСТВЕ

НАРОДЫ АФРИКИ К ЮГУ ОТ САХАРЫ

ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ
С древнейших времен до конца XVIII века

Авторы: О. А. Яновский, О. В. Бригадина, П. А. Шупляк, И. О. Евтухов, Е. Г. Колб, Д. И. Лазарева, М. И. Матюшевская, Л. Л. Михайловская, В. В. Ни-чипорович, А. А. Прохоров, О. Г. Радькова, О. А. Симакова, В. А. Федосик, О. И. Ханкевич, В.М. Писарев, И. И. Шумский, Ю. А. Блашков, В. К. Коршук, М. С. Довгялло, В. И. Меньковский, А. Г. Кохановский, Ю. Л. Казаков, С. В. Позняк.

Всемирная история: В 3 ч. Ч. 1. С древнейших времен до конца XVIII в.: Учеб. пособие/О. А. Яновский, О. В. Бригадина, П. А. Шупляк и др. — Мн.: ООО «Юнипресс», 2002. — 608 с.

Источник: http://www.istmira.com/vsemirnaya-istor … -do-konca/

Отредактировано Волшебница (2018-06-16 16:17:13)

Подпись автора

Никогда не подходите к человеку, думая, что в нём больше дурного, чем хорошего.
М. Горький

0

2

ИСТОЧНИКИ И ИСТОРИОГРАФИЯ

Исследование истории первобытности следует признать одной из сложнейших проблем всей истории человечества.
Прежде всего необходимо отметить, что этот период человеческой истории занимает наибольшую временную протяженность в 2,5 — 3 млн лет, а имеющиеся в нашем распоряжении факты составляют минимальное количество по сравнению с другими периодами.
Впервые мысль о том, что находимые в земле обработанные камни — это орудия труда древних людей, высказал француз Буше де Перт (1826). На тот момент это было поистине революционное заявление, которое вызвало шквал насмешек в адрес его автора. Теперь мы считаем это событие датой рождения науки о первобытном обществе.
Большой вклад в развитие этой науки внесли голландец Э. Дюбуа, открывший «яванского человека» (1890); немец К.Фульрот, оценивший находку черепа древнего человека в местечке Неандерталь под Дюссельдорфом (Германия); испанец М.Д.Саутуола, открывший живопись в пещере Альтамира (Испания) и связавший ее с деятельностью первобытного человека (1879); россиянин А.П.Окладников, открывший в 1950 г. первое в Азии неандертальское захоронение мальчика в пещере Тешик-Таш (Узбекистан), наконец, англичане Л.Лики и Р.Лики-младший, много сделавшие для исследования колыбели человека — Восточной Африки.
Безусловно, важнейшая особенность источников по истории первобытного общества — это отсутствие письменных свидетельств. Поэтому главнейшими и практически единственными источниками являются археологические материалы.
Большую информацию исследователям дают остатки человеческих скелетов, которые фиксируют изменения в строении человеческого тела. Однако только в определенных климатических и геологических условиях кости скелета хорошо сохраняются. В большинстве случаев обнаружены отдельные, часто мелкие части скелета.
Чаще всего ученые находят сделанные из камня орудия труда первобытного человека. Их хорошей сохранности способствовал сам материал изготовления. Каменные орудия труда многое дают для понимания развития человеческого общества.
Важнейшим источником являются произведения искусства первобытных людей: позднепалеолитичесская пещерная живопись, гравировка на кости и камне и т.д.
Иногда в результате специфических условий, которые способствуют сохранности того или иного свидетельства, ученые получают уникальную возможность для реконструкции. Например, в 1996 г. в Восточной Африке был обнаружен отпечаток следа человекоподобного существа (гоминида). След датируется 3,5 млн лет. Он отпечатался в еще горячей лаве, которая впоследствии застыла. С учетом его специфических особенностей ученые пришли к выводу, что уже в то время существовали прямоходящие гоминиды.

Сложность изучения истории первобытного общества приводит к необходимости сочетания усилий представителей разных наук.
Анатомическим строением и жизнедеятельностью древнего человека занимаются палеонтологи, физические антропологи, нейробиологи и представители многих других наук.
Благодаря работе палеогеологов, палеоботаников, палеозоологов мы сейчас достаточно хорошо представляем окружавший первобытного человека мир и его изменения на протяжении миллионов лет.
Химики и физики находят более совершенные и точные способы для датировки найденных археологических материалов.
Такая комплексная работа способствует все большему успеху в изучении истории первобытности. Мы вправе рассчитывать на новые достижения в создании все более полной картины развития человека.

Литература:

Андрианов Б.В. Земледелие наших предков. М., 1978. Елинек Я. Большой иллюстрированный атлас первобытного
человека. Прага, 1983.
Иди М. Недостающее звено. М., 1977. Констэбл Дж. Неандертальцы. М., 1978.
Красковский В.И. Древнее орудие труда: Замысел и воплощение. Мн., 1989.
Ларичев В.Е. Сад Эдема. М., 1980.
Ларичев В.Е. Прозрение: Рассказы археолога о первобытном искусстве и религиозных верованиях. М., 1990.
Ларичев В.Е. Сотворение Вселенной: Солнце, Луна и Небесный дракон. Новосибирск, 1993.
Леви-Строс К. Первобытное мышление. М., 1994.
Окладников А.П. Олень Золотые Рога. Рассказы об охоте за наскальными рисунками. Л.;М., 1964.
Уайт Э., Браун ДМ. Первые люди. М., 1978.

Подпись автора

Никогда не подходите к человеку, думая, что в нём больше дурного, чем хорошего.
М. Горький

0

3

ПЕРВОБЫТНОЕ ОБЩЕСТВО

Древнейшие люди. В 1959 г. в долине Олдувэй в Кении английский археолог Л.Лики сделал одно из самых знаменитых археологических открытий. Им были обнаружены древнейшие останки костей человекоподобных существ, которые соседствовали с орудиями труда, что дало возможность ученым назвать эти существа Homo habilis — «человек умелый». Затем последовали и другие открытия. Сейчас считается, что древнейшие люди появились около 3 — 2,5 млн лет назад.
Находка костей человекоподобных существ с произведенными ими орудиями труда свидетельствует о выделении человека из мира природы, хотя существует и другой взгляд на развитие человека, где основным считается формирование у него прямохождения (3,5 млн лет назад).
Появившиеся в Африке человекоподобные существа очень отличались от современного человека в анатомическом строении: у них были значительно меньший объем мозга, меньшие рост (около 120 см) и вес (около 50 кг), над глазами нависали массивные надбровные дуги. Хабилисы уже ходили на двух ногах. Древнейшие люди еще не пользовались речью как средством общения. Продолжительность жизни редко превышала 20 лет.
Люди того времени жили коллективами, но еще не ощущали взаимного родства и поэтому эти коллективы были непрочными, легко распадались и снова образовывались. В значительной мере отношения в таких коллективах напоминали отношения в зверином стаде, отсюда за ними закрепилось и название — первобытное человеческое стадо. В стадо входило по 25 — 40 особей.
Основу рациона древнейших людей составляла растительная пища, добываемая собирательством. Мясной рацион был скудным. Человек был далеко не самым сильным или быстрым животным, а навыков коллективной охоты еще не приобрел.
Первоначально древнейшие люди жили в саваннах и редколесьях Африки. Однако человеческие стада были достаточно подвижными и легко переходили с места на место. Приблизительно 1,5 млн лет назад человеческие коллективы начали расселяться за пределы Африки и освоили большие территории Евразии, находящиеся в зоне тропического и субтропического климата. В Европе человек появляется, как сейчас можно судить, около 1 млн лет назад. Однако в количественном отношении людей еще было очень мало и поэтому их отдельные группы разделяли громадные незаселенные территории.
Мы можем говорить о возникновении человеческой речи уже 500 тыс. лет назад. Это свидетельствует о достаточно развитом сознании. К этому времени относится и использование огня.
Около 180 тыс. лет назад сформировался неандерталец.
Выделение человека из мира природы произошло в результате освоения им производства орудий труда и начала их использования в процессе повседневной трудовой деятельности.
Периодизация истории первобытного общества. Большую часть истории человечества составляет период первобытного общества. В этот период развитие шло очень медленно.
Наиболее ярко этот процесс можно проследить на примере совершенствования орудий труда первобытного человека. Они изготовлялись из камня и поэтому хорошо сохранились.
Именно изменения в орудиях труда легли в основу существующей периодизации истории первобытности. Весь период, когда орудия труда изготовлялись из камня получил название каменного века. По уровню совершенствования обработки камня выделяют палеолит, что в переводе с греческого означает древний камень, — 2,5 млн назад — 12 тыс. лет до н.э., мезолит (средний камень) — 12 — 8 тыс. лет до н.э. и неолит (новый камень) — 8 — 4 тыс. лет до н.э.

Похолодание на земле и наступление ледника. Около 100 тыс. лет назад началось общее похолодание на земном шаре, вследствие чего с севера начал наступление ледник. Он охватил громадные территории, а в Восточной Европе дошел до широты Киева.
Человек к тому времени заселял уже значительные территории Евразии. Теперь большая часть этих территорий превратилась в тундру. Резкое изменение климата очень серьезно повлияло на жизнедеятельность человеческих коллективов. Люди, привыкшие к теплому климату, плохо переносили холод. Резко изменились флора и фауна, окружавшие людей. Исчезло большинство съедобных растений, а в местах обитания человека появились многочисленные стада северных животных: мамонтов, оленей, лошадей, бизонов.
Началось одно из самых значительных приспособлений человека к новым условиям обитания. Резко изменился пищевой рацион. Люди освоили коллективную загонную охоту на крупных животных. Мясо стало их основной пищей.
Возросла роль огня в жизни человека. Он согревал человека и использовался для приготовления мясной пищи. Спасаясь от холода, человек начал использовать одежду и строить постоянные жилища.
Это время оказалось достаточно благоприятным для жизни людей, что связано, например, с обилием мясной пищи, о чем свидетельствует и демографический подъем в это время.
Возникновение человека современного вида.
Около 40 тыс. лет назад появился человек современного вида, названный учеными Homo sapiens — человек разумный.
По существовавшим в то время перешейкам человек проник в Австралию и Америку. Расселение людей в различных географических условиях привело к началу процесса расообразования. Результатом стал] деление человечества на европеоидов, монголоидов и негроидов.
Не только внешний вид отличал Homo sapiens от предшественников. Важнейшим событием для становления человека как вида было осознание новых отношений внутри коллективов. Сейчас мы называем эти отношения социальными или общественными.
Прежде всего это выразилось в утверждении отношений родства между людьми. Это был настоящий переворот в жизни человека. Именно признание роддства стабилизировало человеческие коллективы, привело к регулированию отношений между людьми и сделало родовые общины постоянными и сплоченными объединениями, чего не наблюдалось ни в животном мире, ни в первобытном стаде. Возникла родовая община, все члены которой вели происхождение от общего предка.
Важнейшим шагом на пути становления общественных отношений стал запрет на вступление в брак или половые отношения между родичами. Женщин теперь разрешалось брать в соседних дружественных родах. Это в свою очередь вело к установлению стабильных взаимосвязей между отдельными родами. Несколько дружественных родов начали объединяться в племена.
Появился запрет на убийство родича, а если он погибал от руки иноплеменника, род мстил за его смерть. «Кровная месть» во многом способствовала сдерживанию кровавых стычек и войн между родами, так как убивать человека было небезопасно, потому что он находился под защитой своего рода. Поэтому самым страшным наказанием являлось изгнание из рода.
Родовые объединения были важны и потому, что только весь род имел возможность прокормиться. Социальной дифференциации в родовой общине периода охоты и собирательства еще не существовало. Вся собственность рода, в том числе и питание, была общей. Родичи помогали друг другу во всех делах, совместно добывали пропитание. Каждый вносил в жизнь общины посильный вклад и получал от нее столько, сколько было возможно.
Огромную роль в становлении социальных отношений между людьми сыграло появление главного средства общения — языка.
Необходимо отметить в становлении Homo sapiens как социального вида и значение религии. Очень сложным является вопрос о причинах ее появления. Однако ясно, что это была первая попытка людей объяснить окружающий их мир, которая свидетельствует о возникновении абстрактного мышления.
Религиозные взгляды людей того времени проявлялись в возникновении у них обрядов захоронения покойников.
Известно о появлении культа плодородия в это время. Плодородие олицетворяли богини с непропорционально толстыми телами. Их статуэтки археологи называют «палеолитическими Венерами».
О появлении абстрактного мышления в позднем палеолите свидетельствует и палеолитическое искусство. Грандиозное впечатление производят сохранившиеся «пещерные галереи» в пещерах Франции, Испании и в Каповой пещере в России.
Общественные отношения и абстрактное мышление стали отличительными чертами Homo sapiens от его предков.

Подпись автора

Никогда не подходите к человеку, думая, что в нём больше дурного, чем хорошего.
М. Горький

0


Вы здесь » Гостиница «ПОРТАЛ» » Читальный зал » ИСТОРИЯ | ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ С древнейших времен до конца XVIII века